Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль

Содержание вероучительных учебных предметов

Общие положения

 

Преподавание вероучительных учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательной школе  составляет основу православного компонента общего образования. Преподавание опирается на святоотеческую традицию, христианскую антропологию и православную педагогику. Основное содержание обязательных предметов православного компонента направлено на реализацию педагогической цели Стандарта – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы учащихся на целях, идеалах и ценностях Православия, формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

В соответствии со Стандартом основное содержание призвано решать следующие задачи православного образования:

  •   систематическое и системное изучение православной веры, религии и культуры;
  •  формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;
  • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;
  •  изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
  •  формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
  •  воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;
  •  воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности ребенка, размышления о жизни и подвиге святых;
  •  формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
  •  раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека.

Основное содержание реализуется в православном образовательном учреждении на основании принципа:

  •  единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:

  •  воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви;
  •  понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;
  •  учета подготовленности учащихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;
  •  построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
  •  обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;
  • соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и  психического развития детей на каждой ступени образования;
  • учета возможности социализации детей за пределами Церкви.

Обязательными предметами православного компонента общего образования являются: предметная область Основы православной веры, церковнославянский язык и церковное пение (для всех образовательных организаций Русской Православной Церкви: дошкольных, общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений начального профессионального образования). Для гимназий и центров образования, лицеев дополнительно вводятся обязательные предметы: древнегреческий, латинский языки и логика. О введении данных предметов гимназия принимает решение на основании возможности привлечь специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

Основное содержание православного компонента общего образования должно быть положено в основу примерных авторских (рабочих) программ по обязательным предметам, которые разрабатываются православным общеобразовательным учреждением согласно требованиям Стандарта, то есть включают в себя:

  • пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, цели и задачи обучения, описание места учебного предмета, курса в системе православного образования, в учебном плане, значение этого предмета в системе духовно-нравственного воспитания, выделение основных  идеалов и ценностей, составляющих воспитательное ядро предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, модуля;
  • содержание учебного предмета, включающее в себя основное содержание Стандарта православного компонента общего образования по данному предмету;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучаемых;
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели по каждому обязательному предмету должны соответствовать Стандарту православного компонента общего образования.

В авторских (рабочих) программах допускается расширение тематических (дидактических) единиц, изменение логики построения курса, введение тем историко-культурной направленности, расширяющих восприятие вероучительного содержания через иллюстрирование образцами высокого искусства и художественного слова, исторической ретроспективой, осмыслением Православия в контексте православной цивилизации как исторического феномена. Авторские программы могут включать материал межпредметного содержания: параллельное изучение тем по Истории Древнего мира, Истории России, литературе, русскому языку (особенно полезно для развития грамотности детей, формирования языковой интуиции, языковой картины мира, национальной картины мира введение курсов истории русского литературного языка на основе церковнославянского), географии, искусству, музыке, технологии.

При описании видов учебной деятельности обучаемых необходимо обратить внимание на их разнообразие, использование форм, закрепляющих фундаментальные знания, с одной стороны, с другой, способствующих развитию творческих способностей обучаемых: умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы, отделять главное от второстепенного, делать попытку духовного осмысления явлений, проектировать свою деятельность, объяснять сложные духовные явления, сопоставлять факты и события, видеть их в хронологической последовательности истории общения Бога и человека, соотносить с собственными поступками и реалиями современности, рассматривать современные события в контексте духовной безопасности личности, общества и государства, находить связи в разных предметных областях и выстраивать их в систему на основе православного мировоззрения,  видеть и ценить красоту, благоговейно относиться к святыням. 

При описании материально-технического обеспечения курса следует учесть использование новых технологий на уроках, мультимедиа материалов, слайд -фильмов, видеосюжетов, ИКТ. Однако не следует забывать и об обучении пользоваться книгой, справочным материалом. Для развития слухового восприятие сложного материала, можно прослушивать записи  канонических текстов, церковных песнопений, акафистов и канонов, других жанров, что развивает способность и навык осознанно воспринимать услышанное.

Авторские (рабочие) программы должны быть согласованы с духовным попечителем  образовательной организации и епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. Программы должны быть утверждены директором образовательной организации и заверены печатью.

 

 

 

1. Основное содержание обязательных учебных предметов православного компонента общего образования на начальной ступени обучения

 

1.1.ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

 

 

Основы вероучения: Понятия о Боге. Свойства Божии (духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь). Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие.  Надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения  Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделение на две скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к двум Заповедям любви: любви к Богу и любви к ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия).

 

Молитвы. Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитва о здравии и упокоении. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…Молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50 псалом.

 

Священное Писание. Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия». Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Завет (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания. Почему Священное Писание  называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и  христианина (кратко о богослужебном и догматическом значении Священного Писания, а так же о благочестивой практике чтения Священного Писания во время молитвенного правила). Библия как один из  главных источников наших знаний о Боге.

 

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева.  Творение  человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование  о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня. Призвание Авраама и явление ему Бога в  виде трех странников. Принесение Исаака в жертву.   Исав и Иаков. Бегство Иакова. Сон Иакова, видение Иаковом таинственной лествицы.  История Иосифа. Переезд Израиля в Египет. Египетское рабство. Рождение  пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Десять казней египетских. Пасха и  исход евреев из Египта. Переход евреев чрез  Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование закона на горе Синай, устроение  скинии. Сорокалетнее Странствование по пустыне и Вхождение в Землю Обетованную. Эпоха Судей. Судьи  (Гедеон, Самсон, Самуил). Цари: Саул, Давид, Соломон. Пророки: Илия, Елисей, Иона. Пророки о приходе Спасителя. Пророк Даниил и благочестивые отроки. Ожидание прихода Мессии.

 

Священная  история Нового Завета. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.  Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели». Учение Спасителя притчами. Понятие  термина «притча». Примеры: Господь учит притчами покаянию (о блудном сыне), прощению (о милосердном царе и неправедном заимодавце), о Царствии Божием  (притча о сеятеле), о постоянной готовности к встрече с Богом (притча о десяти девах), об отношении к ближнему (притча о милосердном самарянине); о наибольшей заповеди в Законе. Чудеса Спасителя. Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим; Предательство Иуды; Тайная Вечеря; Суд у Пилата; Распятие; Смерть и Погребение; Воскресение Христово.

 

Богослужение и Церковные Таинства. Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и др.). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Понятие о  годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники. Понятие Праздников «подвижных» и «под числом» (два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово).

 

Из Общецерковной Истории и Истории Русской Православной Церкви. Апостолы, суть их служения. Жития Апостолов  Андрея, Петра, Иоанна Богослова. Значение слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и царь Константин. Обретение Креста. Житие святителя Николая Чудотворца. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность. Крещение Руси. Святые равноапостольные Владимир и Ольга. Первые мученики Феодор и Иоанн. Крещение Руси. Казанская икона Божией Матери , 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский.

 

 

 

Основы христианской нравственности. Понятие о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему. Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

 

 

1.2.ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

 

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащего церковнославянского языка. Поскольку церковнославянский язык не является разговорным, но имеет исключительно книжный богослужебный характер предполагается верное чтение и произнесение церковнославянского текста, соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. 

Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста.

Письмо. Правильное написание церковнославянского текста. 

Систематический курс.

Основные вехи истории церковнославянского языка. Начало славянского письма. Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры. Изводы церковнославянской письменности.

Графика. Орфография.

Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными  русскими и отличные от них.  Древние азбуки и буквари.

Надстрочные знаки и знаки препинания. Надстрочные знаки и знаки препинания. Правила употребления знаков ударения, придыхания. Знаки титла. Числовое значение  букв.

Правила церковнославянской орфографии. Употребление надстрочных знаков. Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания. Правила написания тяжелого и острого ударения. Знаки придыхания: правила употребления «звательца», «исо» и «апострофа». Правила употребления знака «паерок». Знаки титла.  Простое и буквенное титло. Числовое значение  букв. Обозначение единиц, десятка, сотни, тысячи.

Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и»,  «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега». Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления  букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси», «пси», «фертъ» и «фита».

Правила чтения.

Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их  стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.)

Церковнославянская морфология. Части речи

Имя существительное, значение и употребление. Личные канонические имена.

Имя прилагательное, значение и употребление.

Местоимение, их особенности, сравнительно с русским.

Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма. Вспомогательный глагол  -быть- Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских.

Церковнославянский синтаксис, его специфика.

Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания  и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки (русская точка с запятой), двоеточия (русское многоточие), точки с запятой (русский вопросительный знак), удивительного (восклицательного знака), знаки вместительные (скобки). 

Развитие речи. Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение определять в тексте церковнославянские слова. Текст. Признаки текста. Последовательная работа над церковнославянским текстом. Знакомство с основными жанрами  книг церковного богослужения.

 

 

1.3.ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

 

Простые песнопения, близкие к псалмодированию (одноголосие). Аминь. Господи помилуй. Подай Господи, Тебе, Господи. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. И духови твоему. Един Свят. Буди имя Господне.

Общенародные песнопения Литургии: Верую. Отче наш.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений: Царю Небесный. Достойно есть. Богородице, Дево. Спаси Господи.

Изучение тропарных гласов. Запоминание каждой гласовой мелодии с привязкой к конкретному знакомому тексту: Бог Господь и воскресные тропари 8-ми гласов. Тропари и кондаки двунадесятых праздников.

Простейшие песнопения Литургии: Антифоны изобразительные 1 троп. Гласа. Единородный Сыне (обиходное). Тело Христово примите. Видехом Свет истинный. Да исполнятся уста наша.

Избранные песнопения молебна, акафиста, панихиды.

Песнопения Всенощного бдения, основанные на тропарных гласах: Сподоби Господи 8 гл. Ныне отпущаеши 6 гласа. Богородице Дево 4 гласа (повторение). Благословен еси Господи 5 гласа. Воскресение Христово видевше 6гласа. Воскрес Иисус от гроба 6 гласа. Днесь спасение миру бысть (четные гласы). Воскрес из гроба (нечетные гласы). Взбранной Воеводе 8 гласа.

Ектении обиходных распевов – великие, просительные, сугубые.

 

 

 

2. Основное содержание обязательных учебных предметов православного компонента общего образования на основной ступени обучения.

 

 

2.1.ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

 

Основы вероучения: Двенадцать членов Символа веры.  Догматы:  О Единстве Божием. Догмат Пресвятой Троицы. О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу. О Боге как Творце и Промыслителе. О Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе-Спасителе. Пришествие на землю Сына Божия. Господь Иисус Христос - Истинный Бог. О человеческой природе Господа Иисуса Христа. Безгрешность Иисуса Христа. О едином поклонении Христу. Догмат о Пресвятой Матери Божией. Приснодевство Богоматери.  Пресвятая Дева Мария есть Богородица. Воскресение Христово. Смысл искупления и Жертвы Христовой. О Святой Церкви.  О Таинствах Церкви. О Всеобщем суде.

 

Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Молитвы за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон. Внутреннее и внешнее содержание и проявление молитвы. Основные молитвы из утреннего и вечернего правила.  Тропари двунадесятых Праздников. 50 и 90 псалмы.

 

Священное Писание. О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалось. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания.

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Человек - венец Творения. Смысл Творения Человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание Спасителя). Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп). Язва греха у Хама. «Хамство»- понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире, обсуждение этого явления. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством. Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение - яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков было не следствием строительства «небоскреба», а  гордыни и отступления от Бога. Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с посланием Апостола Павла к Римлянам, 4 глава). Вера и дела. Их взаимосвязь (послание Апостола Иакова, 2 глава). Взаимоотношения Авраама и Лота. Мелхиседек - таинственный прообраз Христа (послание Апостола Павла к Евреям, 7 глава). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов.  Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность  одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни. Иаков-Израиль. Его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав - пример не хранения благодати и небрежного отношения к духовной составляющей жизни. Размен благословения на мирское и малоценное. Утверждение благословения Богом (Сон Иакова, видение Лестницы, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии как укор за «переодевание» Иаковом). Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни, их нравственный смысл. Ветхозаветная  Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог. Десять Заповедей - основа общечеловеческой морали. Скиния - первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы. Иисус Навин и завоевание земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли). Эпоха Судей: основные события и прообразы. Самсон: основные события, символика. Покаяние Самсона и возвращение силы. Самуил - последний судья, пророк. История рождения, перевод имени. Книга Руфь. Смирение и кротость Руфи. Руфь - прабабушка царя Давида. Саул - пастух, царь, победитель, отступник. Взаимоотношения Саула и Давида. Мораль этих отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана. Давид - Царь. Грех и раскаяние Давида. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога. Ровоам и разделение Царств. Пророки древние. Суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское,  его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль. Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых.  Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

 

Священная история Нового Завета. Явление Ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Обрезание и сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Учение о промысле Божием, о не осуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Таинство Причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления  им Господа  Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока.  Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве.  Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение  Иисуса Христа об  обязанности  подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала  усердию  вдовицы. Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник.  Ответ Господа о дани кесарю. Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение  страшного суда.  Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание Господа женой грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие  Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Его и путь к  Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским.  Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

 

Богослужение и Таинства. Понятие о православном богослужении. Церковные службы. Понятия: тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и другие. Богослужение суточного круга.  Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение  Великих церковных праздников: общее и особенное. Богослужения Великого поста. Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии. Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров: общее и особенное. Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга: Всенощное бдение, вечерня, утреня, часы.  Заупокойное богослужение: понятие, дни совершения. Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые части богослужений (понятие, перечисление). Двунадесятые и Великие Праздники.

 

История Церкви. Книга Деяний святых апостолов. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь  апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в настоящее время. Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме. Гонения на Церковь и мученики за Христа. Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов.  Константин Великий и первый Вселенский собор.  Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.

 

История Русской Православной Церкви и подвижников благочестия. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Значение Лавры в истории России. Александр Невский и Дмитрий Донской  - печальники и освободители земли Русской. Государственно-Церковные Праздники: День славянской письменности 24 мая, День народного единства 4 ноября, День Победы 9 мая. Роль Русской Православной Церкви в жизни российского государства и русского народа в разные исторические периоды. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812г, Первой Мировой войны и Великой Отечественной войне. Русская Православная Церковь в XX и XXI веках. Сонм новомучеников XX века. Святая новомученица Татиана (Гримблит). Преподобномученница Елизавета Федоровна - основательница Марфо-Мариинской обители. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Просветительское служение Русской Православной Церкви. Святые просветители: Святители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской. Святитель Герман Аляскинский.

 

 

2.2. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Специфика церковнославянского языка как языка Богослужения, не используемого в бытовом общении.

Сферы употребления церковнославянского языка. Восточно-христианская книжность как основная сфера употребления церковнославянского языка. Уставной книжный комплекс. Соборно-приходское и монастырское богослужение. Книжный комплекс Типикона Великой Церкви – древнейший книжный комплекс кирилло-мефодиевской традиции. Книжный комплекс Студийско-Алексиевского Устава. Книжный комплекс современного соборно-приходского и монастырского богослужения. Жанровое своеобразие церковнославянской книжности. Анализ  церковнославянского текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к  тому или иному жанру книжности.

Овладение слушанием и чтением. Восприятие церковнославянского текста в печатной форме и на слух. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы со словарем, учебной книгой, церковнославянским текстом и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

 

языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции

 

Общие сведения о языке. Церковнославянский язык как развивающееся явление. Основные лингвистические словари: толковый, этимологический; словари старославянского, церковнославянского и древнерусского языков (обзорно). Библейский словарь. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка.

Церковнославянская графика. Проблема происхождения славянских азбук – глаголицы и кириллицы. Их источники. Общая характеристика кириллической азбуки, лежащей в основе современного письма восточно- и южнославянских народов; звуковое и числовое значение букв и лигатур, надстрочных  знаков. Правила их употребления. Эволюция церковнославянской азбуки, орфографические реформы.  Правила чтения церковнославянских текстов.

Фонетика церковнославянского языка. Гласные и согласные звуки. История гласных звуков. История ъ и ь, беглые гласные в современном русском языке. Исторические изменения в системе согласных. Чередования гласных и согласных в современном русском языке. Правила орфографии современного русского языка, обусловленные историческими изменениями системы гласных.

Словообразование церковнославянского языка. Основные способы образования слов церковнославянского языка: калькирование, сложение основ, суффиксальное и префиксальное словообразование от славянских корней.

Церковнославянская лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Структура церковнославянской лексики. Специфика словарного состава церковнославянского как книжно-литературного, созданного для  передачи содержания богослужебных текстов. Книжный характер основного слоя церковнославянской лексики: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц по этим признакам. Грецизмы в славянских переводах греческих оригиналов.  Ветхозаветные и новозаветные фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

Церковнославянская морфология. Система частей речи в  церковнославянском и русском языках. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Имя существительное. Категориальное значение (предмет) и основные грамматические категории имени существительного (род, число, падеж).  Классифицирующее значение категории рода. Категория числа, противопоставляющая три формы: единственное-двойственное-множественное число. Категория падежа. Типы склонения существительных.

Местоимение. Категориальное значение,  основные грамматические категории и лексико-семантические разряды местоимения. Разряды неличных местоимений.

Имя прилагательное. Категориальное значение (признак),  основные грамматические категории и лексико-семантические разряды имени прилагательного. Род, число, падеж прилагательного. Степени сравнения.

Глагол. Категориальное значение (действие) и основные грамматические категории глагола. Основы глагола (инфинитива и настоящего времени). Глагольные классы. Категория вида. Категория наклонения. Категория времени. Категория залога. Изъявительное наклонение. Будущее время глаголов. Будущее простое и будущее сложное. Система прошедших времен:  Аорист. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект. Ирреальное наклонение. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение. Неизменяемые глагольные формы. Причастие.

Наречие. История возникновения наречия.

Служебные слова. Предлоги. Первичные и новые предлоги. Первоначальный синкретизм предлогов и приставок. Союзы и частицы.

Синтаксис церковнославянского языка. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.  Предложения простые и сложные.

 

КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Отражение в языке культуры и истории народа. Родство славянских языков.

Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия – первых славянских просветителей и первоучителей. Деятельность учеников св. Кирилла и Мефодия - Наума, Саввы, Климента, Горазда и Ангелария в Чехии (царица Чешская Людмила и царь Боривой), Сербии (святой Савва) и Болгарии. Славянская книжность в Болгарии при царе Симеоне (893-927); охридская (кирилло-мефодиевские традиции) и преславская школы книжности в первом Болгарском царстве. Киевская Русь как преемница богослужебной славянской традиции. Перемещение центра славянской книжности и культуры в Москву как столицу России. Изводы древнецерковнославянской письменности. Церковнославянский язык – язык восточнославянского богослужения. Изоглоссия Древней Руси: церковнославянский богослужебный и древнерусский книжно-разговорный языки, их сосуществование и взаимовлияние. Грамматики церковнославянского языка Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого. Понятие о церковнославянском языке и его нормах. Отношение М.В.Ломоносова к церковнославянскому языку. Теория «трех штилей». Современные слависты и писатели о церковнославянском языке. Роль церковнославянского языка в  современной богослужебной практике.

 

2.3. ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

 

Стихирные гласы – Господи воззвах; Богородичны догматики; Всякое дыхание (одно - двухголосие).

Песнопения Божественной Литургии (двухголосие). Антифоны изобразительные малого знаменского распева (гарм. о. Матфея). Единородный Сыне (обиходное). Святый Боже болгарского распева. Аллилуия  киевского распева. Прокимны воскресные 8 гласов. Херувимская песнь Старосимоновская. Милость мира архимандрита Феофана. Достойно есть киевского распева.

Песнопения Всенощного бдения. Предначинательный псалом греческого распева. Блажен муж, обиходное. Свете Тихий киевского распева (И. Дворецкого). Прокимен Господь воцарися. Сподоби, Господи, киевского распева. Ныне отпущаеши. Псалом 33. Хвалите имя Господне киевского распева. Величания. От юности моея греческого распева. Величит душа моя Господа. Великое славословие, обиходное. Воскресные тропари по славословии знаменского распева

Двух-трехголосие. Повторение стихирных гласов в двухголосии

Ирмологические гласы.

Ирмосы Пасхи и Рождества Христова.

Избранные песнопения Постной и Цветной Триоди. Покаяния отверзи ми двери напева Троице-Сергиевой Лавры. Тропари постовые в конец вечерни. Помощник и Покровитель Д. Бортнянского. Да исправится молитва моя греческого распева. Ныне силы небесныя киевского распева. Се Жених грядет в полунощи киевского распева. Христос воскресе, обиходное; конечное. Эксапостиларий  Плотию уснув. Стихиры Пасхи. Пасхальные часы.

 

2.4. ЛОГИКА

 

Предмет и значение логики. Формы  чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры мышления. Знание логики – рациональная основа процесса обучения.

Понятие. Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в познании (на примерах математики, природоведения и других школьных дисциплин). Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятия.

Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Решение задач, включающих 3–4 и большее число понятий.

Операции с классами (объемами) понятий: объединение, пересечение. Решение задач, включающих 2, 3 или большее число классов.

Определение понятия. Реальные и номинальные определения. Правила определения понятий. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение. Нахождение учащимися определений понятий и использования приемов, их заменяющих, в школьных учебниках, в научной и детской литературе.

Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое (двучленное). Правила деления понятий. Возможные ошибки в делении. Использование операции деления понятий и классификации в школьных учебниках.

Обобщение и ограничение понятий. Использование этих логических операций в процессе обучения.

Суждение (высказывание). Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды простых суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждения существования, суждения с отношениями.

Простое суждение и его состав: субъект, предикат, связка, кванторное слово. Классификация простых суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству. Приведение суждения к четкой логической форме.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Составление формул для сложных суждений. Приведение содержательных примеров сложных суждений по формуле.

Законы (принципы) правильного мышления. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность. Общая характеристика законов (принципов) правильного мышления. Закон  тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Нахождение учащимися примеров, показывающих нарушение этих законов в мышлении.

Дедуктивные умозаключения. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки; заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях.

Умозаключения непосредственные и опосредованные. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма.

Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Полисиллогизмы. Сориты. Условные умозаключения. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения. Разделительные умозаключения. Чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения. Дилеммы. Трилеммы.

Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в обучении. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов; научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного умозаключения.

Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в обучении.

Умозаключения по аналогии. Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Использование аналогий в процессе обучения на уроках истории, физики, астрономии, математики, биологии и др. Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике. Моделирование.

Искусство доказательства и опровержения. Структура и виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении.

Прямое и косвенное доказательство. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезису, к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства.

Понятие о логических парадоксах. Математические софизмы. Опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Гипотеза. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез: общие, частные и единичные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключений и опытных данных при формировании гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Прямой и косвенный способы доказательства гипотез. Способы опровержения гипотез.

 

 

2.5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ И ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫКИ

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Специфика древнегреческого и латинского языков, как хранителей традиций, ограниченно используемых в бытовом общении.

Сферы употребления древнегреческого языка. Античный книжный комплекс, раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание, Богослужебные тексты, соборно-приходское и монастырское богослужение как основные сферы употребления древнегреческого языка.

Сферы употребления латинского языка. Античный книжный комплекс, раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание, Богослужебные тексты как основные сферы употребления латинского языка; католическое богослужение.

Жанровое своеобразие текстов, написанных на древнегреческом и латинском языках. Анализ подлинных текстов с точки зрения их темы, основной мысли, структуры, принадлежности к тому или иному жанру книжности.

Овладение аудированием (слушанием) и чтением. Адекватное восприятие древнегреческого и латинского текстов в печатной форме и на слух. Овладение различными видами чтения (Эразмово и Рейхлиново произношения), работы со словарями (греческо-русский, латинско-русский словари, электронный словарь Alpha), учебными пособиями, греческими и латинскими текстами и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

 

языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции

 

Древнегреческий язык.

 

Фонетика и орфоэпия. Произношение букв: гласные, согласные звуки. Правила чтения. Система гласных: долгие и краткие, дифтонги собственные и несобственные, ι-subscriptum и adscriptum. Система согласных: классификация по способу и месту образования, двойные согласные, конечные согласные. Придыхание: густое и тонкое. Ударение: острое, тупое, облеченное; правила постановки. Места надстрочных знаков. Типы слов по ударению (oxytona, paroxytona, proparoxytona, perispomena, properispomena, barytona). Безударные слова (проклитики) и энклитики, правила постановки ударения в энклитиках. Знаки препинания.

Графика. История греческого письма, происхождение греческого алфавита. Написание букв, надстрочных знаков, знаков препинания. Общая характеристика греческого алфавита. Сопоставление греческого и латинского алфавита. Сопоставление греческого и церковнославянского алфавита.

Словообразование. Основные способы образования древнегреческих слов. Изменение значения глагола при сочетании с различными приставками. Образование антонимов с помощью –α privativum. Образование наречий места и направления от существитвительных и местоимений с помощью специальных суффиксов.

Морфология. Система частей речи в древнегреческом языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Имя существительное. Категориальное значение (предмет) и основные грамматические категории имени: род (masculinum, femininum, neutrum), число (singularis, dualis, pluralis), падеж (nominativus, genetivus, dativus, accusativus, vocativus). Классифицирующее значение категории рода. Категория числа, противопоставляющая три формы: единственное-двойственное-множественное число. Категория падежа. Типы склонения существительных. I склонение (на -α-, -η- (женского рода), -ας-, -ης- (мужского рода), -α- purum, -α- impurum, неслитные и слитные формы. II склонение (на -ος- (мужского рода, некоторое слова женского рода), на -ον- (среднего рода), неслитные и слитные формы). III склонение: сигматический и асигматический номинатив, основы на носовые (-ν-, -μ-) и плавные (-ρ-, -λ-), на заднеязычные (-κ-, -γ-, -χ-), губные (-β-, -π-, -φ-), зубные (-τ-, -δ-, -θ-), основы на –ντ-. Особенности склонения: удлинение краткой гласной основы в nom.sing.; образование vocativ’a; особенности постановки ударения в односложных словах. Основы на –σ-, -ι-, семантика существительных данного типа, особенности образования acc. sing., основы на -ευ-, семантика существительных данного типа, основы на -υ-/-ε-. Особенности склонения: удлинение краткой гласной основы в nom.sing., образование vocativ’a, особенности постановки ударения в односложных словах, слова с особенностями в склонении. Склонение имен собственных на -ης-. Склонение артикля всех трех родов. Правило среднего рода (ср. с латинским и русским). Особенности склонения существительных, относящихся к разным типам по ударению. Долгие и краткие падежные окончания.

Имя прилагательное. Прилагательные системы I-II склонения. Прилагательные двух и трех окончаний. Сложные прилагательные, прилагательные с –α privativum. Женский род прилагательных: правила образования (-α/-η). Склонение прилагательных, особенности постановки ударения. Слитное склонение имен прилагательных системы I-II склонения. Прилагательные III склонения. Прилагательные трех, двух и одного окончания. Основы на носовые, заднеязычные, зубные, основы на -ντ-. Прилагательное πᾶς, πᾶσα, πᾶν, значение и употребление. III склонение, основы на –σ, -υ. Неправильные прилагательные III склонения (πολύς, μέγας, μέλας). Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения разных типов (на –τερος/-τατος, -ίων/-ιστος). Склонение прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Отглагольные прилагательные на –τός и –τέος. Образование, значение. Супплетивные степени сравнения прилагательных. Сопоставление с русским, латинским и другими европейскими языками.

Глагол. Основные категории: лицо (1-е, 2-е, 3-е), число (singularis, dualis, pluralis), время (Praesens, Futurum, Perfectum, Imperfectum, Aoristus, Plusquamperfectum), наклонение (indicativus, imperativus, coniunctivus, optativus), залог (activum, passivum, medium). Сравнение с латинским и русским языками

Фонетические процессы в середине и в конце слова. Основы (презентная: образуются Praesens, Imperfectum; глагольная: образуются Futurum, Aoristus (законченного вида), перфектная: образуются Perfectum, Plusquamperfectum, Futurum III). Образование основы презенса. Классы глаголов. Образование основы перфекта. Перфектное удвоение (три способа образования). Форманты глаголов. Приращение (слоговое, временное). Показатели времени, наклонений, залога. Соединительные гласные (-ο-, -ε-). Окончания: первичные для главных времен (Praesens, Futurum, Perfectum), вторичные для исторических времен (Imperfectum, Aoristus, Plusquamperfectum). I (тематическое) спряжение на -ω-. Окончания главных времен, окончания исторических времен. II (атематическое) спряжение на -μι-. Особенности окончаний. Использование долгой ступени основы в sing. act. Praes., Imperf., Aor. Спряжение глаголов в индикативе. Praesens, 5 типов спряжения. Imperfectum (5 типов спряжения). Futurum (3 типа будущего времени). Aoristus (7 типов аориста). Perfectum (3 типа перфекта: разнящиеся способом образования основы, но не спряжением). Plusquamperfectum. Спряжение глаголов в конъюнктиве. Окончания конъюнктива. 2 типа спряжения: неслитное (у большинства глаголов в большинстве времен), слитное (в презенсе слитных глаголов; в корневом пассивном аористе, в атематическом спряжении). Спряжение глаголов в оптативе. Окончания оптатива. 4 типа спряжения: регулярное (неслитное; слитное: у слитных глаголов, в атематическом и пассивном аористе, в атематическом спряжении), нерегулярное (аттический оптатив: в формах с ктивными окончаниями слитных глаголов, корневого и пассивного аориста, в активе атематического спряжения; эолийский оптатив: в 2 и 3 sg., 3 pl. актива сигматического аориста). Imperativus. Окончания повелительного наклонения. Спряжение глаголов в императиве (Praesens, Perfectum, Aoristus). Особенности спряжения. Infinitivus. Окончания инфинитива. Особые правила ударения. Futurum III (exactum). Особенности образования и спряжения. Nomina participia. Особенности образования и склонения причастий в активном залоге (Praesens, Futurum, Aoristus I, Aoristus II, Aoristus корневой, Perfectum). Особенности образования и склонения причастий в медиальном залоге (Praesens, Futurum, Aoristus, Perfectum). Особенности образования и склонения причастий в пассивном залоге (совпадают с соответствующей формой причастия в медиальном залоге во всех временах, кроме аориста и футурума). Образование и склонение причастий пассивного залога в аористе и футурума. Dualis. Обзор спряжения и склонения в двойственном числе.

Числительные. Числительные с основой на –ι (τρε‹ς, τρία). Количественные. Порядковые.

Местоимение. Личные. Притяжательные. Указательные. Местоимение αὑτός (значения, употребление). Указательные местоимения (ὅδε, ἥδε, τόδε; οὗτος, αἥτη, τοῦτο; ἐκεῖνος, ἐκείνη, ἐκεῖνο). Особенности склонения и употребления. Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ и производные от него; особенности склонения. Определительное местоимение ἄλλος, ἄλλη, ἄλλο, его значения. Вопросительное местоимение τίς, τί; неопределенное местоимение τίς, τί. Взаимное местоимение ἀλλήλων. Возвратные, относительные, вопросительные; соотносительные местоимения. Отрицательные местоимения.

Наречие. Образование наречий от прилагательных I-II склонения. Образование степеней сравнения наречий от прилагательных. Соотносительные наречия. Наречие ™γγύς.

Служебные слова. Предлоги – значение и употребление с разными падежами в разных значениях. Союзы и частицы – функции и значения.

Синтаксис. Согласование и расположение частей предложения. Употребление падежей. Функции падежей. Синтаксические обороты. Особенности в употреблении имен прилагательных и числительных, местоимений. Виды и времена глагола (Praesens, Imperfectum, Aoristus I, II; Futurum I, II; Perfectum I, II, Plusquamperfectum I, II, Futurum III). Значение и функции времен, залогов (activum, medium, passivum), наклонений (indicativus, coniunctivus, optativus, imperativus). Употребление и значение инфинитива (inf. subiectivus, оборот accusativus cum infinitivo, inf. obiectivus, inf. consecutivus, inf. finalis, конструкция τοῦ+ inf, inf. relationis, inf. limitationis, inf. pro imperativo, inf. pro coniunctivo dubitativo, inf. exclamationis, inf. absolutus). Причастие (attributivum, praedicativum, coniunctum, absolutus). Отглагольные прилагательные. Сочинение и подчинение предложений. Важнейшие союзы. Вводные предложение. Сложные предложения (повествовательные и вопросительные; косвенная речь и косвенный вопрос; причинные; цели; условные; желательные, уступительные, относительные и обстоятельственные: места, времени и образа действия). Отрицания.

Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Специфика словарного состава древнегреческого языка как книжно-литературного, созданного для передачи содержания богослужебных текстов. Книжный характер основного слоя греческой лексики: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц по этим признакам. Грецизмы в славянских переводах греческих оригиналов. Ветхозаветные и новозаветные фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

 

Латинский язык.

 

Фонетика и орфоэпия. Алфавит. 2 типа произношения: средневековое и классическое; правила чтения. Правила постановки ударения, правило второго слога; краткие и долгие слоги. Знаки препинания. Важнейшие фонетические законы (закон ротацизма, закон редукции гласного, синкопа, ассимиляция)

Графика. Греческий и латинский алфавит, происхождение латинского алфавита. Латинский алфавит как основа алфавитов современных европейских языков (сравнение с изучаемым иностранным языком). Написание букв, надстрочных знаков, знаков препинания. Общая характеристика латинского алфавита.

Словообразование. Субстантивация прилагательных. Словообразование существительных I – II склонения при помощи суффиксов, значения суффиксов. Префиксация (словообразование глаголов). Словообразование существительных III склонения. Словообразование существительных IV склонения. Способы словообразования, словосложение, префиксация, аффиксация. Латинские аббревиатуры.

Морфология. Система частей речи в латинском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Имя существительное. Его основные категории: род (masculinum, femininum, neutrum); число (singularis, pluralis); падежи (nominativus, genetivus, dativus, accusativus, ablativus, vocativus). Соотношение латинской падежной системы с древнегреческой и русской. I склонение. Слова женского и мужского рода (с основой на -ā-/-ă-). II склонение (с основой на ŏ-/-ĕ-). Существительные мужского рода (на–us-, –er-) и среднего (на –um-). Особенности склонения существительных на –er. Правило среднего рода, сравнение с русским языком. Образование звательного падежа. Склонение существительного vir. Правила рода имен существительных II склонения. III склонение: общая характеристика. Типы III склонения: согласный (основа на согласные и на -ĭ-), гласный, смешанный. Образование именительного падежа существительных III склонения. Исключения по роду. Склонение существительного vis. Имя существительное. Правила рода имен существительных III склонения. IV склонение (основы на -ŭ-). Исключения по роду. V склонение (основы на –ē-). Систематизация знаний о склонениях. Нерегулярные формы. Особенности склонения греческих имен собственных и других существительных греческого происхождения.

Имя прилагательное. Прилагательные I – II склонения; мужской род на –us- и на –er-. Прилагательные III склонения трех, двух и одного окончания. Исключения (прилагательные одного окончания, изменяющиеся по согласному типу). Степени сравнения имен прилагательных, различные способы образования; супплетивные степени сравнения.

Глагол. Личные и неличные формы глагола. Основные категории латинского глагола: лицо (1-е, 2-е, 3-е), число (singularis, pluralis), время (praesens, futurum, perfectum, imperfectum, plusquamperfectum), наклонение (indicativus, imperativus, coniunctivus), залог (activum, passivum). Сравнение с греческим и русским языками. Типы спряжения глагола: I (основа на –а), II (основа на –ē), III (основа на согласный, на –ĭ, на –u), IV (основа на ī). Система окончаний, соединительные гласные. Praesens indicativi activi и passivi. Imperativus praesentis. Imperfectum indicativi activi и passivi (суффиксы –ba/–eba). Глагол esse: praesens indicativi, imperfectum indicativi; сравнение со спряжением глагола «быть» в других языках. Глаголы сложные с esse. Глагол posse. Participium praesentis activi. Основные формы глагола. Перфект, его значение и образование. Способы образования основ перфекта. Perfectum indicativi activi и passivi. Perfectum indicativi глагола esse. Супин. Participium perfecti passivi. Система инфинитивов. Спряжение неправильных глаголов volo, nolo, malo. Futurum I indicativi activi и passivi (суффиксы –b–, –a–/–e–). Futurum I глагола esse и сложных с ним. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi. Plusquamperfectum indicativi глагола esse.

Конъюнктив: образование, значение, употребление в независимых и придаточных предложениях. Praesens и imperfectum conjunctivi activi и passivi. Praesens и imperfectum conjunctivi глагола esse. Главные и исторические времена.

Спряжение неправильных глаголов fio, edo, eo. Глаголы, сложные с eo. Отложительные и полуотложительные глаголы, их особенности. Futurum II indicativi activi и passivi. Futurum II глагола esse. Perfectum conjunctivi activi и passivi. Plusquamperfectum conjunctivi activi и passivi. Perfectum и plusquamperfectum conjunctivi глагола esse. Imperativus futuri activi. Supinum II. Participium futuri activi. Герундив и герундий. Неправильный глагол fero. Недостаточные глаголы fio, inquam, coepi, memini и др. Безличные глаголы. Общий обзор глагольной системы.

Числительное. Количественные, порядковые числительные; их склонение и употребление. Римский календарь.

Местоимение. Притяжательные местоимения; употребление, сравнение с русским и иностранными языками. Личные и возвратное местоимения, особенности склонения. Местоименные прилагательные: особенности образования генетива и датива. Указательные местоимения (is, ea, id; idem, eadem, idem; ille, illa, illud; iste, ista, istud; ipse, ipsa, ipsum; hic, haec, hoc). Вопросительно-относительное местоимение (qui, quae, quod). Вопросительные, неопределенные и отрицательные местоимения. Вопросительные местоимения в значении существительного.

Наречие. Образование наречий от прилагательных. Образование степеней сравнения наречий. Вопросительные наречия.

Служебные слова. Осно

Служебные слова. Основные латинские предлоги; употребление различных падежей с предлогами. Постпозитивные предлоги. Союзы и частицы – функции и значения.

Синтаксис. Простое предложение. Особенности латинского предложения. Порядок слов. Функции падежей: nominativus, genetivus, dativus, accusativus, ablativus (функции аблатива, восходящие к древнему отложительному падежу, функции, восходящие к древнему иструментальному падежу, функции, восходящие к древнему инструментальному падежу). Функции падежей при степенях сравнения. Обозначение места и направления действия. Основные функции конъюнктива в простом предложении. Сложноподчиненное предложение. Важнейшие союзы. Особенности употребления наклонений глагола (indicativus, coniunctivus) в сложноподчиненном предложении. Основные синтаксические конструкции. Употребление в качестве предиката причастий, существительных и отглагольных прилагательных. Способы перевода на русский язык. Основные типы придаточных предложений (цели, дополнительные, следствия, пояснительные, причинные, уступительные, временные, условные, определительные). I и II описательные спряжения. Конструкции с герундием и герундивом; предикативное и атрибутивное употребление герундива. Основы согласования времен и наклонений и сфера применения этого правила. Косвенная речь.

Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Специфика словарного состава латинского языка как книжно-литературного, созданного для передачи содержания богослужебных текстов. Книжный характер основного слоя греческой лексики: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц по этим признакам. Ветхозаветные и новозаветные фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Общие представления о возникновении письменности, крито-микенские тексты. Появление греческого и латинского алфавитов. Первые литературные памятники.

Античная литература. Греческая литература. Гомер, Гомеровский вопрос. Гесиод. Киклические поэмы. Гомеровские гимны. Лирика: стихотворения (элегии, ямбы), песни (сольная и хоровая лирика). Драма. Происхождение драмы. Структура драмы. Конфликт в греческой трагедии. Эсхил. Софокл. Еврипид. Появление жанра комедии. Аристофан. Проза: историческая (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), философская (Платон, Аристотель), риторическая (Исократ, Демосфен). Эллинистическая литература. Черты эпохи эллинизма. Новая комедия (Менандр). Идиллии, буколики (Феокрит). Ученый эпос (Аполлоний Родосский). Эпиграмма (Асклепиад, Леонид). Греческий роман (Харитон). Греция под властью римлян. Параллельные жизнеописания (Плутарх). Лукиан (историк, оратор, сатирические произведения). Лонг. Римская литература. Феномен римской литературы. Закон 12 таблиц. Комедия (Плавт, Теренций). Квинт Энний (ввел гекзаметр в латинский язык). Катон (первая история Рима в прозе). Цицерон (оратор). Лукреций (философская поэма «О природе вещей»). Элегический дистих. Расцвет жанра элегии (Галл, Тибулл, Проперций). Катулл (поэт). Проповедники аттикизма (Цезарь, Саллюстий). Вергилий (Буколики, Георгики, Энеида). Гораций (поэт). Историческая проза (Тит Ливий). Овидий (поэт). Черты литературы серебряного века. Петроний. Сенека. Федр. Тацит. Стаций. Марциал. Ювенал. Эпическое творчество. Апулей.

Богословская литература. Перевод Семидесяти толковников (Септуагинта), Священное Писание на древнегреческом языке. Перевод Библии блж. Иеронимом на латынь. Формирование корпуса Священного Писания. Канонические книги. Жанры раннехристианской литературы. Апокрифы. Богослужебные тексты. Агиография. Корпус христианской святоотеческой литературы. Речи. Проповеди. Письма.

 

 

КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Краткий обзор источников о возникновении письменности, алфавитов греческого и латинского, первых литературных памятниках. Появление и развитие литературных жанров. Влияние греческой культуры на Римскую Империю (эллинизация). Значение античной культуры, литературных памятников на латинском и греческом языках для европейских государств после падения Римской Империи. Византия и античная культура. Роль христианских монастырей в деле сохранения и передачи, а также переводов корпуса греческих и латинских текстов. Каролингское возрождение. Роль и значение древних языков как хранителей античных образовательных традиций в первых университетах Европы. Значение греческого и латинского языка как хранителей античных культурных традиций для европейской цивилизации. Связь греческого и церковнославянского языков. Роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в возникновении письменности на Руси. Церковнославянский язык – язык восточнославянского богослужения. Россия как преемница Византии (духовность, культура, образование, искусство, наука). Связь церковнославянского и русского языков. Заимствования латинских, греческих слов в русской лексике. История преподавания классических языков в России и за рубежом. Актуальность классического образования в наше время.

 

 

3. Основное содержание обязательных учебных предметов православного компонента общего образования на старшей ступени обучения

 

3.1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

 

Основное богословие (апологетика). Этимология слова «религия». Необходимые элементы религии: вера в Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент. Онтологический аргумент. Космологический аргумент. Православное учение о душе. Проблема души, ее существования и бессмертия. Отношение христианства к человеческому телу. Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека. Заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом
(преп. Максим Исповедник, авва Фалассий).

Литургика и Литургическое богословие (Богослужения и Таинства). Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной Седмицы: символика, богословский смысл, основные литургические особенности.

Сравнительное Богословие. Католицизм. Отличие от православного учения о Троице. Культ  Девы Марии. Учение о Церкви. Первенство Петра, Папство. Различение грехов, отпущение грехов. Чистилище. Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации. Учение об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении. Современный состояние и упадок протестантизма.

Сектоведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект. Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны,  Саентология, Мунизм. Псевдоиндуистские секты: Общество сознания Кришны, “Трансцендентальная медитация” (ТМ), “Сахаджа йога”;  и другие. Псевдобиблейские секты: Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа». Культы “Новой эры»: Движение “Нью эйдж”. Секты отечественного происхождения: “Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери Державная”, “Белое братство”, Секта Виссариона — “Община единой веры” — “Церковь последнего завета”, Порфирий Иванов и секта “ивановцев”. Неоязычество («родноверие», «традиции»,  «ведизм»).

Нравственное богословие. Божественное откровение как источник нравственного знания. Грехопадение человека и падшесть человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию. Богообразный человек. Событие и сущность грехопадения. Искажение человеческой природы в грехопадении. Грехопадение: причины и следствия (повреждение ума, ложь и слушание  обмана, нерассудительность, стремление к самостному знанию, любопытство). Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление благодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость. Первые последствия грехопадения: самооправдание, попытка  спрятаться, начало стыда, готовность к обвинению). Покаяние как «путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии (на примере 50 Псалма). Понятие о грехе и добродетели. Нравственный путь. Воздержание, преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Заповеди блаженств как путь нравственного восхождения. Любовь к ближнему: "Заповедь новую даю вам...". Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии. Семейная этика: супружеские отношения. Семейная этика: взаимоотношения между родителями и детьми. Христос – второй Адам. Возрождение и явление совершенного человека. Подражание Христу (быть христианином - значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Святость в миру. Служение и блаженство («Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния»). Общественная нравственность. Этика общественного служения. Добродетели современного христианина. Православие и этика.

 

 

3.2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ И ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫКИ

 

Чтение авторов. Цезарь: Записки о галльской войне (De bello gallico); Овидий: Метаморфозы (Metamorphoses); Цицерон: Первая речь против Катилины (Oratio in L. Catilinam Prima); Саллюстий: Заговор Катилины (De coniuratione Catilinae); Виргилий: Энеида (Aeneis) (отрывки); Тит Ливий: Об обязанностях (De officiis) История от основания города (Ab Urbe Condita); Гораций: Оды (Carminum).

 

 

 


К оглавлению раздела...
© 2012 Duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio