Священная история Ветхого Завета (30 часов)
Творение Богом мира. Человек – венец творения. Смысл творения человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание пришествия в мир Спасителя).
Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп.)
Язва греха у Хама. «Хамство» – понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством.
Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение как яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как следствие гордыни и отступления от истинного Бога.
Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием апостола Павла к Римлянам, 4гл.). Вера и дела. Их взаимосвязь (Послание апостола Иакова, 2гл). Взаимоотношения Авраама и Лота.
Мелхиседек – таинственный прообраз Христа (послание апостола Павла к Евреям, 7гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в литературе и живописи.
Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни. Иаков-Израиль. Его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав – пример нехранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Обмен отеческого благословения на мирские и малоценные блага. Утверждение Богом данного Иакову благословения (сон Иакова, Лестница, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца. (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии, как укор за «переодевание» Иаковом).
Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образ Иосифа в шедеврах мирового искусства.
Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог. Образ Моисея в шедеврах мирового искусства.
Десять Заповедей – основа общечеловеческой морали. Скиния – первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы.
Иисус Навин и завоевание Земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли).
Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы.
Самуил – пророк и последний судья: история рождения, перевод имени.
Книга Руфь. Смирение и кротость как добродетели Руфи. Руфь –прабабушка царя Давида. Саул – пастух, царь, победитель, отступник. Саул и Давид: мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана. Давид – Царь: грех и раскаяние. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога.
Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых.
Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно) Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя (обзорно).
Образ Иакова в живописи и литературе.
Иконы праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские Ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыка, живопись, скульптура, графика и др.)
|
Знать историю Сотворения мира.
Знать историю творения человека.
Понимать и различать образ и подобие Божие в человеке как данность и заданность.
Рассказывать и пояснять отдельные истории Ветхого Завета.
Видеть нравственный смысл тех или иных событий Ветхозаветной истории и уметь проводить параллели с современной жизнью.
Использовать в ответах мнения и толкования святых отцов.
Уметь работать с Библией, быстро ориентироваться и находить параллельные места.
Видеть единство Священного Писания, уметь находить связь между Ветхим и Новым Заветом.
Знать и объяснять ветхозаветные прообразы.
Сравнивать богослужебный опыт Ветхозаветной Церкви и Церкви Православной, видеть их связь.
Понимать суть и значение старшинства в Церкви, семье, обществе.
Объяснять важность уважительного отношения к старшим на примерах из ветхозаветной истории.
Знать и рассказывать о христианских или библейских культурных памятниках, картинах и проч.
Знать наизусть и уметь объяснять с православной точки зрения и с точки зрения исторической содержание 10 заповедей Синайского Законодательства.
Сравнивать ветхозаветные и новозаветные постановления, видеть их единство.
Объяснять «трудные» места Священного Писания (о «жестокости» и подоб).
Понимать и объяснять в чем заключалась ветхозаветная праведность.
Сравнивать с понятием праведности в Новом Завете.
Развивать навык самостоятельной работы с источниками.
Понимать в чем заключалась суть пророческого служения в Ветхом Завете.
Рассказывать основные мессианские пророчества.
Знать основную хронологическую канву ветхозаветной истории.
Сравнивать ветхозаветное мученичество с мученичеством новозаветным.
Объяснять их различия и сходства.
Знать структуру Псалтири, авторство, как используется в богослужении и частной молитве.
Узнавать на иконах святых праотцев.
Иметь представление в каких областях культуры и как использовались библейские сюжеты.
|
Священная история Нового Завета. (50 часов)
Хронология общественного служения.
Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Дата Рождества. Обрезание и Сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов.
Нагорная проповедь.
Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Таинстве Причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях.
Хронология – путь на Страсти.
Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала усердию вдовицы.
Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник. Ответ Господа о дани кесарю Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение страшного суда. Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание миром Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.
Историко-культурный контекст:
Исторические свидетельства о Новозаветной истории. Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины).
Новозаветная история в образах культуры. Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников. Русский иконостас. Традиции русского храмового зодчества. Золотное шитье.
Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи, скульптуре, литературе.
|
Знать хронологию Евангельской истории.
Уметь определять в какой хронологический период произошло то или иное важное Евангельское событие.
Объяснять с привлечением святоотеческих толкований трудные места Новозаветной истории (например: кто есть братья Христовы)
Знать имена двенадцати апостолов.
Знать основное содержание и общее толкование догматических бесед (с самарянкой и Никодимом).
Рассказывать и пояснять отдельные Евангельские истории.
Видеть параллели с Ветхозаветной историей.
Знать наизусть и объяснять Заповеди Блаженств.
Рассказывать историю чудес, упоминаемых в Евангелии.
Рассказывать и объяснять нравственные посылы в Нагорной Проповеди.
Понимать что такое промысел Божий.
Объяснять Промысел Божий на примерах
Библейских историй.
Знать хронологию последних дней земной жизни
Спасителя.
Объяснять что такое притча.
Рассказывать и толковать евангельские притчи.
Осмыслять и применять Евангельское учение к современной жизни.
Понимать чудо Воскресения Христова, как основу нашей веры.
Приводить доказательства реальности Воскресения Христа, как Евангельские, так и святоотеческие.
Ориентироваться в именах и географии Евангельских событий.
Иметь представление об отражении евангельских тем в культурных творениях человечества.
|
Богослужение и Таинства (22часа)
Понятие о православном богослужении. Церковные службы. Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона.
Название и краткое чинопоследование Таинств.
Терминология (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и проч). Богослужение суточного круга. Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение Великих церковных праздников (общие отличительные особенности). Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности). Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии (краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров (отличительные черты). Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга. Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Часы. Заупокойное богослужение (понятие, дни совершения). Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые части богослужений (понятие, перечисление). Особенности богослужения Двунадесятых Праздников.
|
Знать начальные молитвы наизусть объяснять их смысл.
Различать виды колокольного звона.
Знать названия и литургическое содержание всех Таинств.
Ориентироваться в чинопоследовании богослужений и кругах служб.
Рассказывать о богослужебных особенностях в период Великого поста.
Знать отличительные особенности Литургии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
Иметь навык чтения утренних и вечерних молитв, а также подготовительных молитвословий к Причастию.
Ориентироваться в богослужебных книгах.
Знать и понимать богослужебную терминологию.
Рассказывать и объяснять историю и значение Праздников.
Понимать пользу и объяснять смысл молитв за усопших.
Формировать навыки молитвы за ближних.
|
История Церкви (22часов)
Книга Деяний святых апостолов, авторство, общий план. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в современности. Жизнь первых христианских общин (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме.
Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий. Миланский Эдикт и первый Вселенский собор. Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.
Историко-культурный контекст:
История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно).
История апостольского века в образах культуры.
|
Иметь представление о распространении христианской веры в первые века. Апостольское служение.
Знать и рассказывать об устроении жизни в христианских общинах первых веков.
Рассказывать отдельные истории из книги Деяний, понимая общую содержательную канву.
Знать причины созыва Апостольского Собора и Пояснять те нормы, которые были приняты, применительно к современной жизни.
Рассказывать некоторые жития святых, понимая их в историческом контексте жизни Церкви и положении её в языческом мире.
Иметь представление и кратко рассказывать об эпохе Вселенских Соборов.
Понимать суть праздника Торжество Православия и причины его возникновения.
|
История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия.
(14 часов)
Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России. Александр Невский и Дмитрий Донской – печальники и освободители земли Русской.
Государственно-церковные праздники: День славянской письменности и культуры 24 мая. День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая.
Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни государства и народа в разные исторические периоды, например во время войн Отечественной 1812 г., Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из современной истории, в том числе примеры из епархиальной или приходской жизни (местночтимые святые).
Примеры дел милосердия из современности и прошлого (сестры милосердия, полковые священники, дома презрения и проч). Святая мученица Анастасия Узорешительница. Святая новомученица Татиана Гримблит. Преподобномученница Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители). Бессребреники Косма и Дамиан. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
Просветительское служение:
Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской. Святитель Герман Аляскинский.
|
Знать и уметь рассказывать жития святых (по выбору).
Понимать и переживать историю своего Отечества, тесно связанную с православной верой.
Рассказывать и пояснять на примере из истории и житий святых, как Православная Церковь участвовала в жизни русского народа и государства, особенно в трудные исторические периоды.
Сравнивать образы социального и просветительского служения древних и современных святых.
Анализировать опыт служения Церкви, примеряя этот опыт к современной жизни.
Обсуждать и размышлять о возможном личном участии в социальном или другом служении в Церкви.
|
Основы вероучения: (28 часов)
Двенадцать членов Символа веры; о Единстве Божием; догмат Пресвятой Троицы, о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу, о Боге как Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе-Спасителе. Пришествие (Воплощение) на землю Сына Божия; Господь Иисус Христос – Истинный Бог, о человеческой природе Господа Иисуса Христа, безгрешность Иисуса Христа, о едином поклонении Христу; о Духе Святом, Единосущие и Равночестность Святого Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим; Догмат о Пресвятой Матери Божией, Приснодевство Богоматери, Пресвятая Дева Мария есть Богородица; Воскресение Христово, смысл искупления и Жертвы Христовой; о Святой Церкви; о Таинствах Церкви; о Всеобщем суде; догмат иконопочитания, почитание святых мощей.
Библейское основание почитания мощей, иконы и святые мощи, отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса мироточения, кровоточения и проч.
|
Объяснять в чем различие между поклонением Богу и почитанием святынь.
Знать наизусть и уметь пояснять основные догматы православной веры.
Уметь ссылаться в ответах на Священное Писание и святых отцов.
Знать и понимать основные богословские термины
(Боговоплощение, Единосущие, Единородный, Приснодевство).
Приобретать опыт свидетельства о своей вере.
Понимать и объяснять отличие почитания икон и святынь от поклонения Богу.
Знать богословский смысл Таинств Церкви.
Обсуждать и делиться опытом духовной жизни в вопросах участия и подготовки к Таинствам.
|