Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Средняя школа

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание по темам

 

Характеристика основных видов деятельности ученика

Священное Писание (2 час)

Основные понятия:

О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалась. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания
(обзорно, дать представление).

 

Знать историю появления Священного Писания и общее представление об авторах.

Понимать и рассказывать о Богодухновенности Священного Писания.

Священная история Ветхого Завета  (30 часов)

Творение Богом мира. Человек – венец творения. Смысл творения человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание  пришествия в мир Спасителя).

Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп.)

 Язва греха у Хама. «Хамство» – понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством.

Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение как яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как следствие гордыни и отступления от истинного Бога.

Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием апостола Павла к Римлянам, 4гл.). Вера и дела. Их взаимосвязь (Послание апостола Иакова, 2гл). Взаимоотношения Авраама и Лота.

Мелхиседек – таинственный прообраз Христа (послание апостола Павла к Евреям, 7гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в литературе и живописи.

Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность  одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни. Иаков-Израиль. Его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав – пример нехранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Обмен отеческого благословения на мирские и малоценные блага. Утверждение Богом данного Иакову благословения (сон Иакова, Лестница, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца. (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии, как укор за «переодевание» Иаковом).

Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образ Иосифа в шедеврах мирового искусства.

Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная  Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне.
Синай и Декалог. Образ Моисея в шедеврах мирового искусства.

Десять Заповедей  – основа общечеловеческой морали. Скиния – первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы.

Иисус Навин и завоевание Земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли).

Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы.

Самуил – пророк и последний судья: история рождения, перевод имени.

Книга Руфь. Смирение и кротость как добродетели Руфи. Руфь –прабабушка царя Давида. Саул – пастух, царь, победитель, отступник.  Саул и Давид: мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана.
Давид – Царь: грех и раскаяние. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога.

Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское  его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых.

Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно) Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя (обзорно).

Образ Иакова в живописи и литературе.

 Иконы праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские Ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыка, живопись, скульптура, графика и др.)

Знать историю Сотворения мира.

Знать историю творения человека.

Понимать и различать образ и подобие Божие в человеке как данность и заданность.

Рассказывать и пояснять  отдельные истории Ветхого Завета.

Видеть нравственный смысл тех или иных событий Ветхозаветной истории и уметь проводить параллели с современной жизнью.

Использовать в ответах мнения  и толкования святых отцов.

Уметь работать с Библией, быстро ориентироваться и находить параллельные места.

Видеть единство Священного Писания, уметь находить связь между Ветхим и Новым Заветом.

Знать и объяснять ветхозаветные прообразы.

Сравнивать богослужебный опыт Ветхозаветной Церкви и Церкви Православной, видеть их связь.

 

Понимать  суть и значение старшинства в Церкви, семье, обществе.

Объяснять важность уважительного отношения к старшим на примерах из ветхозаветной истории.

Знать и рассказывать о христианских или библейских культурных памятниках, картинах и проч.

Знать наизусть и уметь объяснять с православной точки зрения и с точки зрения исторической содержание 10 заповедей Синайского Законодательства.

Сравнивать ветхозаветные и новозаветные постановления, видеть их единство.

Объяснять «трудные» места Священного Писания (о «жестокости» и подоб).

Понимать и объяснять в чем заключалась ветхозаветная праведность.

 Сравнивать с понятием праведности в Новом Завете.

Развивать навык самостоятельной работы с источниками.

Понимать в чем заключалась суть пророческого служения в Ветхом Завете.

Рассказывать основные мессианские пророчества.

Знать основную хронологическую канву ветхозаветной истории.

Сравнивать ветхозаветное мученичество с мученичеством новозаветным.

Объяснять их различия и сходства.

Знать структуру  Псалтири, авторство, как используется в богослужении и частной молитве.

Узнавать на иконах святых праотцев.

Иметь представление в каких областях культуры и как использовались библейские сюжеты.

Священная  история Нового Завета.  (50 часов)

Хронология общественного служения.

Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Дата Рождества. Обрезание и Сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов.

Нагорная проповедь.

Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Таинстве Причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления  им Господа Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях.

Хронология – путь на Страсти.

 Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока.  Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение Иисуса Христа об  обязанности  подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала усердию вдовицы.

Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник.  Ответ Господа о дани кесарю Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение страшного суда. Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание миром Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Его и путь к  Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Историко-культурный контекст:

Исторические свидетельства о Новозаветной истории. Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины).

Новозаветная история в образах культуры. Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников. Русский иконостас. Традиции русского храмового зодчества. Золотное шитье.

Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи, скульптуре, литературе.

 

 

Знать хронологию Евангельской истории.

Уметь определять в какой хронологический период произошло то или иное важное Евангельское событие.

Объяснять с привлечением святоотеческих толкований трудные места Новозаветной истории      (например: кто есть братья Христовы)

Знать имена двенадцати апостолов.

Знать основное содержание и  общее толкование догматических бесед (с самарянкой и Никодимом).

Рассказывать и пояснять отдельные Евангельские истории.

Видеть параллели с Ветхозаветной историей.

Знать наизусть и объяснять Заповеди Блаженств.

Рассказывать историю чудес, упоминаемых в Евангелии.

Рассказывать и объяснять нравственные посылы в Нагорной  Проповеди.

Понимать что такое промысел Божий.

Объяснять Промысел Божий на примерах

Библейских историй.

Знать хронологию последних дней земной жизни

Спасителя.

Объяснять что такое притча.

Рассказывать и толковать евангельские притчи.

Осмыслять и применять Евангельское учение к современной жизни.

Понимать чудо Воскресения Христова, как основу нашей веры.

Приводить доказательства реальности Воскресения Христа, как Евангельские, так и святоотеческие.

Ориентироваться в именах и географии Евангельских событий.

Иметь представление об отражении евангельских тем в культурных творениях человечества.

        Богослужение и Таинства (22часа)

       Понятие о православном богослужении. Церковные службы.  Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона.

Название и краткое чинопоследование Таинств.

      Терминология (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и проч). Богослужение суточного круга.  Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение  Великих церковных праздников (общие отличительные особенности). Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности). Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии (краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров (отличительные черты). Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга. Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Часы.  Заупокойное богослужение (понятие, дни совершения).  Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые  части богослужений (понятие, перечисление). Особенности богослужения Двунадесятых  Праздников.

   

 

Знать начальные молитвы наизусть  объяснять их смысл.

Различать виды колокольного звона.

Знать названия и литургическое содержание всех Таинств.

Ориентироваться в чинопоследовании богослужений и кругах служб.

Рассказывать о богослужебных особенностях в период Великого поста.

Знать отличительные особенности Литургии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

Иметь навык чтения утренних и вечерних молитв, а также  подготовительных молитвословий к Причастию.

Ориентироваться в богослужебных книгах.

Знать и понимать богослужебную терминологию.

Рассказывать и объяснять историю и значение Праздников.

Понимать пользу и объяснять смысл молитв за усопших.

Формировать навыки молитвы за ближних.

История Церкви (22часов)

Книга Деяний святых апостолов, авторство, общий план. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь  апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в современности. Жизнь первых христианских общин  (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме.

Гонения на Церковь и мученики за Христа.  Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов.  Константин Великий. Миланский Эдикт и первый Вселенский собор.  Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.

 

Историко-культурный контекст:

История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно).

История апостольского века в образах культуры.

Иметь представление о распространении христианской веры в первые века. Апостольское служение.

Знать и рассказывать об устроении жизни в христианских общинах первых веков.

Рассказывать отдельные истории из книги Деяний, понимая общую  содержательную канву.

Знать причины созыва Апостольского Собора и Пояснять те нормы, которые были приняты, применительно  к  современной жизни.

Рассказывать некоторые жития святых, понимая их в историческом контексте жизни Церкви и положении её в языческом мире.

Иметь представление и кратко рассказывать об эпохе Вселенских Соборов.

Понимать суть праздника Торжество Православия и причины его возникновения.

История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия.

(14 часов)

Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель.
Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России. Александр Невский и Дмитрий Донской – печальники и освободители земли Русской.

Государственно-церковные праздники: День славянской письменности и культуры 24 мая. День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая.

 

Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни государства и народа в разные исторические периоды, например во время войн Отечественной 1812 г., Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из современной истории, в том числе примеры  из епархиальной или приходской жизни (местночтимые святые).

 

Примеры дел милосердия из современности и прошлого (сестры милосердия, полковые священники, дома презрения и проч). Святая мученица Анастасия Узорешительница. Святая новомученица Татиана Гримблит. Преподобномученница Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители). Бессребреники Косма и Дамиан.  Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).

 

Просветительское служение:

Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской.
Святитель Герман Аляскинский.

 

Знать и уметь рассказывать  жития святых (по выбору).

Понимать и переживать историю своего Отечества, тесно связанную с православной верой.

Рассказывать и пояснять на примере из истории и житий святых, как  Православная Церковь участвовала в жизни русского народа и государства, особенно в трудные исторические периоды.

Сравнивать образы социального и просветительского служения древних  и современных святых.

Анализировать опыт служения Церкви, примеряя этот опыт к современной жизни.

Обсуждать и размышлять о возможном личном участии в  социальном или другом служении в Церкви.

Основы вероучения: (28 часов)

 

Двенадцать членов Символа веры; о Единстве Божием; догмат Пресвятой Троицы, о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу, о Боге как Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе-Спасителе. Пришествие (Воплощение) на землю Сына Божия; Господь Иисус Христос – Истинный Бог, о человеческой природе Господа Иисуса Христа, безгрешность Иисуса Христа,   о едином поклонении Христу; о Духе Святом, Единосущие и Равночестность Святого Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим; Догмат о Пресвятой Матери Божией,   Приснодевство Богоматери,  Пресвятая Дева Мария есть Богородица; Воскресение Христово, смысл искупления и Жертвы Христовой; о Святой Церкви; о Таинствах Церкви; о Всеобщем суде; догмат иконопочитания, почитание святых мощей.

 Библейское основание почитания мощей, иконы и святые мощи, отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса мироточения, кровоточения и проч.

 

 

Объяснять в чем различие между поклонением Богу и почитанием святынь.

Знать наизусть и уметь пояснять основные догматы православной веры.

Уметь ссылаться  в ответах на Священное Писание и святых отцов.

Знать и понимать основные богословские термины

(Боговоплощение, Единосущие, Единородный, Приснодевство).

Приобретать опыт свидетельства о своей вере.

Понимать и объяснять отличие почитания икон и святынь от поклонения Богу.

Знать богословский смысл Таинств Церкви.

Обсуждать и делиться опытом духовной жизни в вопросах участия и подготовки к Таинствам.

 

Молитвы. (12 часов)

О молитве (молитва – дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон.
 Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников. 50-й и 90-й Псалмы.

 

Знать наизусть все начальные молитвы и некоторые из утреннего и вечернего правила.

Понимать и объяснять важность молитвенного правила.

Уметь объяснить смысл и  содержание некоторых молитвословий и псалмов.

Знать наизусть тропари Двунадесятых праздников.

Укреплять опыт чтения молитв и псалмов.

Учиться привлекать справочную литературу для пояснения непонятных слов  или выражений в молитвословиях.

 

 


К оглавлению раздела...
© 2012 Duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio