Основное богословие (апологетика) (12часов)
Этимология слова «религия».
Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа.
Отличие Церкви от тоталитарной секты.
Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент. Онтологический аргумент. Космологический аргумент.
Православное учение о душе. Проблема души, ее существования и бессмертия.
Отношение христианства к человеческому телу.
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого – воплощение Христа. Историческая реальность Господа Иисуса Христа.
Доказательства реальности Воскресения Христа.
Основы социального служения Церкви (экклезиологическое и сотериологическое основание).
Литургика и Литургическое богословие (10часов)
(Богослужения и Таинства). Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной Седмицы, символика, богословский смысл, основные литургические особенности.
|
Отличать Церковь от секты, аргументировано пояснять эти отличия.
Объяснять основные аргументы доказательства бытия Бога.
Понимать и объяснять соотношение духовной и телесной природы в человеке, их взаимозависимость. Формулировать христианское отношение к душе и телу.
Уметь аргументировано отстаивать учение о Воскресении Спасителя.
Знать аргументы в пользу доказательства исторической реальности Личности Спасителя и уметь их использовать в апологетических беседах.
Понимать служение людям не только как делание добрых дел, но и как проповедь христианской веры.
Знать и уметь объяснять богословский смыл Таинств.
Знать и уметь аргументировано объяснять символику, богословский смысл, основные литургические особенности служб Страстной седмицы.
|
Сравнительное Богословие (12 часов)
Католицизм. Отличие от православного учения о Троице. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Римо-католическое учение о спасении. Материальные догматы Римо-католической Церкви. Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации. Учение об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении. Современное состояние и упадок протестантизма. Экуменическое движение.
|
Знать основные догматические отличия католичества и протестантизма от Православия.
Уметь объяснять, с православной позиции, заблуждения в католичестве и протестантизме.
Рассказывать что такое экуменизм.
Понимать в каких сферах экуменического движения возможно участвовать православному человеку, а в каких недопустимо.
|
Сектоведение (14 часов).
Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект.
Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны, Саентология, Мунизм.
Псевдоиндуистские секты: «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация» (ТМ), «Сахаджа йога» и другие.
Псевдобиблейские секты: «Неопятидесятники» (харизматики), «Семья», « Церковь Христа».
Культы «Новой эры»: Движение «Нью эйдж».
Секты отечественного происхождения:
«Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная», «Белое братство», секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета». Парфирий Иванов и секта «ивановцы».
Неоязычество ( «родноверие», «традиции», «ведизм»)
|
Знать определение и основные отличительные черты сект.
Уметь отличать секты от традиционных религий.
Знать методы вербовки в секты.
Уметь уклониться от сектантской навязчивости.
Знать основные моменты в учениях сект и уметь объяснять их заблуждения с православной позиции.
Понимать лживость и заблуждения неоязычества.
Избегать опасных действий со стороны неоязычников.
|
Нравственное богословие (20 часов)
Божественное откровение как источник нравственного знания.
Грехопадение человека и падшесть человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию. Богообразный человек. Событие и сущность грехопадения. Роль диавола в грехопадении человека. Грехопадение, причины и следствия,
искажение человеческой природы (повреждение ума, ложь и слушание обмана, нерассудительность, стремление к самостному знанию, любопытство). Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость.
Покаяние как «путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии (на примере 50-го Псалма и житий святых).
Понятие о грехе и добродетели. Нравственный путь. Воздержание, преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни.
Любовь к ближнему. «Заповедь новую даю вам...» Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии.
Семейная этика: супружеские отношения.
Семейная этика: взаимоотношения между родителями и детьми.
Христос – второй Адам. Возрождение и явление совершенного человека. Подражание Христу (быть христианином – значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос – образец нравственной жизни.
Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди блаженств как путь нравственного восхождения («Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния»).
Общественная нравственность. Этика общественного служения.
Добродетели современного христианина. Православие и этика.
|
Знать православное учение о человеке.
Понимать последствия грехопадения и видеть пути преодоления их.
Осознавать необходимость покаяния в жизни человека.
Приводить примеры нравственных побед из житий святых или современников.
Осознавать Господа Иисуса Христа как Единственного Спасителя и нравственный ориентир в мире.
Знать и переносить в свою жизнь этику христианских отношений с людьми.
Понимать добродетель, как исполнение воли Божией.
Обсуждать и искать пути реализации своих благих стремлений в практической жизни.
|